Kаждую зиму я удивляюсь, как можно жить не
в городе, и каждую весну начинаю это понимать.
(Пол Палмер)

Сходив в некоторое количество водных и лыжных походов, но, сломав ногу, играя в самый обычный баскетбол (уметь надо :), у меня вдруг, благодаря моему аккуратному белому гипсу на левой ноге (врачи очень умилялись, видя на мне плоды своего труда), неожиданно появилась масса свободного времени, которое впопыхах я не знала куда деть. Приехавшие ко мне в гости друзья предложили заняться, наконец, делом: "Раз уж сидишь пока дома, набери-ка ты оставшуюся часть отчета по нашему майскому походу", и вручили походный дневник, в котором, как мне показалось, было очень мало информации, чтобы можно было что-то набрать. Но, почесав репу, я принялась за дело.

Честно говоря, недели через две после похода я еще могу воспроизвести в голове, какой порог, когда и как мы его проходили, где вставили на обед, где на ужин, что делали и что пили, а вот уже дальше последовательность событий нарушается, все перемешивается, и остаются в итоге от похода одни знаменательные вехи да фотографии, на которых сразу и не сообразишь, какой же порог и где же я. Вот в таком состоянии и находилась моя память, когда спустя пол года после похода, мне предложили его воскресить. Дневник очень здорово помог. Читая его, я постепенно воспроизводила последовательность событий и кое-что смогла набросать, за что наконец-то получила благодарность от командира похода (там он меня периодически ругал, и правильно делал :)). Но, загоревшись, мне этого показалось мало, и я решила набрать весь поход, ну просто так, ради интереса. И вот, что из этого получилось.

Поход в мае 2002 г. на реки «Аксаут» и «Б. Зеленчук»

Участники событий:

Ребята Суда Характеристики :-)
1 Миша Макушин каяк Командир группы, опытный каякер (такое определение он дал себе в своем отчете по этому походу, который правда еще не готов)
2 Серега Волков каяк Известный московский каякер (но известный только для нас). В этом походе он значился исключительно под этим прозвищем :)
3 Илья Култаев каяк Инструктор и начальник школ НТП в Перовском турклубе, даватель всегда деятельных, но часто запоздалых советов. Самый комфортный член команды
4 Вася Кузнецов каяк Наш умудренный опытом и самый вдумчивый член команды. Его любимым занятием было подытоживать тосты, сказанные во время каждого ужина, и делал он это действительно метко.
5 Аня Шупта скаут Матрос. Завхоз и медик по умолчанию, хронометрист. Владелец голоса, которого, когда не слышно, становиться страшно и не уютно
6 Артем Маркин скаут Капитан, геолог по образованию и владелец скаута по желанию
7 Оля Легезо катамаран Будущий опытный каякер и видео-оператор
8 Янина Зелинская катамаран Финансист, но не в смысле спонсор, а в смысле затратосчетовод. Любитель одиноких прогулок после ужина, и просто - я

30 апреля

Bene ambula et redambula -
Счастливого пути и возращения
(лат. изречение)

На дворе и по всей стране предпраздничный день. Завтра наступит 1 мая - день трудящихся, или вернее день НЕ трудящихся. :) Ну а мы, как и все, сегодня все-таки еще трудимся: грузим вещи, укладываем рюкзаки на полки, устраиваемся сами. Поезд "Москва-Кисловодск" трогается, и …ураааа…прощай, Москва, а вместе с ней и вся привычная городская жизнь, на целые 10-ть дней. Еще на вокзале я встретила знакомую, с которой мы ходили в мае, не помню какого года на замечательную речку Малку. Оля, оказывается, тоже ехала в этом же вагоне, поэтому присоединилась к нашей компании. Ее группа уехала раньше, и они должны были встретиться на одном из порогов Б. Зеленчука "Пушка".

Как мы ехали в поезде, описывать не буду. Все как в той песни: "Как тесен мир плацкартного купе" + пиво и мороженное.

2 мая

Omne initium difficile -
Всякое начало трудно

Иногда встречаешь таких людей, что
начинаешь чувствовать себя человеком
(Семен Альтов)

Знаете ли вы, как велико женское любопытство?
Оно почти не уступает мужскому. (Оскар Уайльд)

Итак, в 5 часов утра 2-го мая мы невинно прибыли туда, куда невинно на майские праздники прибывает практически вся московская, и не только, водная туристическая тусовка - в Невинномысск. Естественно, первое, что мы рефлекторно сделали как наполовину каякерская группа - пошли интересоваться, когда открывается камера хранения. Она открывалась только в 14:00. "Хреново" - подумали мы и отправились на поиски той самой тетеньки, которая в данный момент царила в камере хранения. Устроившись на подоконнике вокзала и почитывая книгу, я успела немного с ней повздорить из-за этого, чем немного подпортила готовившиеся с ней переговоры. Но тетенька оказалась премилой, и в 8:00 каяки были наши. А вот Ярославской группе, дремавшей на вокзале вместе с нами, не повезло. Их лодки вообще еще не пришли, поэтому катамаранная часть группы отправилась в поход, а 3 горемыки остались жить на вокзале, ожидая свои лодки, как потом оказалось целых 3 дня. За это время, они перезнакомились со всеми местными бомжами, ибо на время сами были таковыми, а местные менты даже удостоили их чести быть понятыми по всем "мокрым" делам.

Наш водитель, с которым мы договаривались еще из Москвы, опоздал, поэтому мы успели передоговориться с другим, и очень хорошо сделали. Виктор оказался на редкость хорошим и порядочным человеком, в чем мы не раз еще убедились. Он собрал свою замечательную машину сам, на базе ЗИЛовского грузовика, с двигателем от трактора "Беларусь". Грузовик брал плоскости с наклоном в 45 градусов!!! На нем мы и уехали на Аксаут.

Мы с Михой устроились в кабине, так как я - существо любопытное, и мне для того, чтобы все знать, надо все видеть. Правда то и дело приходилось нырять за Михину спину, для того, чтобы мое присутствие не обнаружили "доблестные" сотрудники ГАИ, но "овчинка выделки стоила": красота вокруг, горы, солнце - не Москва одним словом. Ну а ребята медленно покрывались пылью в кузове.

По дороге нам нужно было сделать одно дело: найти вязки для катамарана, т.е. "состряпать" у кого-нибудь автомобильную камеру. В Москве, видимо, все помойки уже были обчищены таким же турьем, и нам ничего не досталось :(, поэтому вся надежда была на местные. В итоге после долгих поисков Виктор выпросил камеру у какого-то своего знакомого. Она, правда, оказалась слабовата, ну да ладно, для Аксаута сойдет.

В 14:00 мы прибыли на место. Т.к. воды было мало, застапелились выше Красного Карачая км на 6, на ПБ. Дальше началась сборка ката и скаута, обкатка каяков - проба воды, обед, ужин и сон. На следующий день решено было сбегать в радиалку на небольшой перевальчик, призывно торчавший прямо у нас под боком.

3 мая

Ad augusta per angusta -
К вершинам через теснины

Аbundans cautela non nocet -
Лишняя предосторожность не вредит

Alter frenis eget, alter calcaribus -
Один нуждается в узде, другой в шпорах.

Встали в 8:15 вместо планируемых 7:00, приобщились к пище и отправились в горы. Разделились на 2 группы. Сначала шли я, Миха, Серега, Тема, потом Оля, Аня, Вася. Лентяй Илюха остался. Перевал очень прикольный, особенно маленькая лавинка, по которой мы забирались вверх. Серега не упустил момент зафиндилить в меня снежком, а я не упустила момента заставить его просить у меня прощения, так и разошлись.

Я залезла в какой-то ручей, стекавший откуда-то сверху, и долго там стояла, обняв мокрую стенку, от которой не решалась отлипнуть, потому что боялась упасть. Наконец промокнув окончательно, решительно перенесла ногу и взобралась на эту препротивную стену. На нее спокойно можно было залезть справа, что ребята, конечно, и сделали. "Эх, женщинам всегда тяжелей" - подумала я тогда. Ну а перевал мы, конечно же, взяли, и даже пофоткались по очереди, сидя на каком-то дереве. Когда уселась я, пошли разговоры, типа: давай в обнаженном виде, классно же будет и т.д., ну а я предложили баш на баш: сначала они, а потом я. Но они как-то сразу засмущались и поспешили вниз, а жаль, фотографии прикольные бы получились.

В 15:15 мы, наконец, отчалили, выдержав предварительно, двухчасовые сборы скаута. Наш кат собирался все-таки немножко быстрей, что было весьма отрадно. Как не закипел Илья, любитель быстрых и четких сборов, до сих пор не понимаю, наверное, как-нибудь незаметно макал себя в воду.

Чем дальше, тем веселее. Узрев впереди надвигающуюся грозовую тучу, в 15:40 Миша вынес мужественное решение - вставать. А мы также мужественно, стиснув зубы, памятуя о двухчасовых сборах скаута и всего лишь 25 минут сплава, этому решению подчинились. Серега Волков все же выпустил пары, затопив Миху потоком возражений. Минут 15 препирательств и мы, уже, конечно, под дождем, ставим лагерь. Естественно, как это бывает, через пол часа засветило солнце, и теоретически мы могли двинуться дальше. Но костер уже горел, тент был натянут, нам - сухо и тепло, как грудным младенцам, и нас ждали блины.

Это был мой первый опыт создания блинов в походных условиях. В принципе, он удался. Блины дожаривала уже в темноте и под дождем.

4 мая

Ошибки нередко входят в привычку
(NN)

Встали почти по расписанию в 7:25, в 8:10 завтрак. Мое сердце обливалось кровью при виде диких мучений, которые испытывали Миха с Серегой, облачаясь сразу же в неопреновую гидру :). Ночью был минус, и сами понимаете, во что за ночь превратились их мокрые гидры. Мы с Темой принадлежали пока к самым отсталым слоям населения: у нас были обычные сухие гидры из чернухи, и таких мук мы естественно не испытывали. Но чтобы влезть в сплавные ботинки, мне все же пришлось подержать их у костра.

По традиции, собираясь часа три, в 10:10 мы вышли. В 11:50 зачалились перед деревянным мостом, который служит ориентиром начала каньона "Слаломный", просмотрели. Описывать характер порогов не буду, смотрите отчет Миши Макушина, который, правда, еще не готов :) Порог прошли без проблем, но, судя по нашим каякерам, им пришлось изрядно потрудиться. Выдохлись маленько. :)

В 12:30 подошли к очередному деревянному мосту через Аксаут, за которым начинается порог "Корнет". В конце порога с ЛБ через всю реку соизволила упасть небольшая такая березка, которая, образовав "расческу" вместе бревном, торчащим с ПБ, создала непроход для судов. Миха принял решение спилить березовые ветки (эх, неплохой веничек бы получился для бани, которую мы не делали :) и стянуть с берега бревно. Естественно как командир, он сам туда и полез, но грамотно - в каске и пристегнутым к морковке.

Мы решили перечалиться поближе к расческе и там же отобедать. Перечаливались в том же порядке, как и плыли: сначала Миха с Серегой на каяках, потом мы с Ольгой на кате, скаут, Вася и Илья на каяках. Когда плыл Серега, вроде бы все было нормально. Вдруг он выскочил из каяка, как будто пятой точкой нащупал нечто острое :), и, поймав лодку, вылез на берег. Как оказалось, в очередной бочке у него сорвало юбку, и он подводной лодкой стал опускаться ко дну.

Самое непростое в этом походе было зачаливать скаут. В этот момент все становились максимально серьезными и сосредоточенными. Мы рассеивались по берегу, и в чьи руки судьба несла скаут, тот хватал его за обвязку и тянул к берегу. А на скауте в это время с носа на карму шел ожесточенный поток слов. Правда, при прохождении порогов, мы тоже слышали отдельные реплики, но шум воды, слава Богу, их немного заглушал. Спустя пол похода я наконец-то додумалась посоветовать Анне не ждать, когда скаут поймают или не поймают, а попробовать самой быстренько выпрыгивать вместе с чалкой при захождении в улово. Как не странно, но это сделало свое дело, криков стало меньше.

В 15:20 отчалили, благополучно минуя березу. Скаут, правда, завис на камушке, коих в речке не мало, зацепившись веслом за березку, но береза выдержала, и он прошел неприятное место. Катамаран пролез по камням. Далее прошли трудный (для каякеров и скаута) прогонный участок. Особенно он запомнился Анне: скаут после прохождения очередного слива не успел уйти влево от камня, задел его, и она, вывалившись из лодки, выплыла на ЛБ. Тема зачалил скаут там же. Это был первый ее самосплав на этой реке!

Дальше Миха с Серегой (они у нас были разведчики-страховщики) обнаружили сложный участок "с прижимом к завалу на левом берегу и мощным сливом от этого прижима, а перед навалом и сливом шивера с камнями в струе и бочками" (из Мишкинового отчета). Как всегда выставили страховку: Серега с воды, Миша морковкой. Мы с Ольгой и Вася на каяке прошли нормально, Илья кильнулся еще перед прижимом, отстрелился. Успел вылезти на берег, отлил воду и благополучно завершил прохождение.

Вася сменил Миху на страховке, и он пошел вместо Анны на скауте. Ах, как красиво скаут прошел шиверу, минул прижим, обойдя его правее, аккуратно зашел в слив по языку. Как красиво Миха сделал зацеп с левого борта, а Тема дугу. И как, красиво сделав открен, они легли через тот же самый левый борт прямо в улове нам под ноги. Ну а все остальные прошли неинтересно, без килей. В 17:50 мы встали на стоянку…

5 мая

Idem per idem -
То же самое через тоже самое

Откровенная глупость может
быть неотразима в женщинах.
(Aйрис Мердок)

Initia meliora ferme et finis inclinat -
Начало обычно неплохо, конец же хуже

Malum nullum est sine aliquo bono -
Нет худо без добра

Подъем в 7:30. В 10:30 мы отчаливаем - как всегда через 3 часа после подъема. Из-за медленных сборов нашего с Ольгой ката и особенно скаута, полудневки, которые Миха планировал, пришлось отменить, иначе не укладывались бы в график.

Начало сплава ознаменовалось очередным килем скаута. На сей раз, они не поняли знаков, которые мы с Ольгой давали, стоя на очередном деревянном Аксаутском мосту, и стали чалиться не за мостом, как мы сигнализировали (мы использовали общепринятую водниками систему сигналов), а перед. В итоге, пытаясь зачалиться в проносных уловах, они залезли на какие-то камни, поставили скаут лагом к струе, их кильнуло. Аня самосплавом и почему-то с двумя веслами в руках проплыла весь этот участок, зачалившись с помощью моей морковки, которую схватила вне себя от злости. Глаза ее горели страшным для Темы огнем. Но, выпустив пары, они все-таки смогли воссоединиться с Темой на скауте и продолжить сплав.

В 11:25 мы зачалились для просмотра очередного сложного участка реки. Он представлял собой остров, между двумя протоками. Проходили по левой протоке, т.к. она более глубокая и прямая. В конце протока камень, обойти который реально было только справа. Там же струя образует небольшой прижим к острову. Нас с Ольгой развернуло в этом прижиме лагом (кажется, зацепились правым баллоном за остров), мешали ветки. Мы выправили кат, ну а дальше больше ничего и ни с кем не случилось.

Там же встретили Виктора, который вез очередную группу. Поспрошали ребят, они ехали с Б. Зеленчука, сказали, что там очень много групп, и не одного киля даже на "Пушке". Ну, воды мало было не только на Аксауте, но, наверное, и по всему Сев. Кавказу.

В 12:00 мы снова отчалили, в 13:00 встали на обед, в 14:30 поплыли дальше. Впереди нас ожидал каньон "Осыпной", и как оказалось, самая веселая часть сплава для меня.

Катамаран сел на камень перед 0,7 м. сливом. Как пишет Миха в своем отчете, он, подумав, что кат сидит не глубоко, решил, разогнавшись на каяке, его столкнуть. Ну, каков герой, а? Столкнуть собой нагруженный кат с двумя водниками на борту?! Но по закону "хотели как лучше, а получилось как всегда" Миха "попал между двумя баллонами, и его стало наваливать на правый баллон, который был ниже по течению с угрозой под него замыть. Опираясь на баллоны, раму и выполняя грамотное откренивание, каякер Макушин ушел из под баллонов, слился без скорости лагом со слива и зависнул в бочке на опоре. Поймав веслом донную струю и поставив определенный угол атаки весла, вышел к правому краю бочки и, выскочив из бочки на кормовой свечке, зачалился в улово" (из Михиного отчета).

Дальше в кат врезался скаут, мы без особого удовольствия прошли слив, и нас прижало струей к огромному камню прямо напротив слива, а скаут в свою очередь остался там, где только что были мы. Дальше его начало разворачивать лагом и подкусывать. Анна, в конце концов, вылезла на этот камень, нагрузила руками нижний борт, предотвратила киль, дала скауту ногой под зад, и он вместе с Темычем кормой вперед прошел этот слив. Причем Тема хотел еще побороться и развернуть лодку, но она, слава Богу, не поддалась. В общем Тема зачалился, а Анна осталась философски сидеть на этом полуобливнике посреди потока, положив весло на колени. В это самое время нам с Ольгой не вовремя пришла в голову глупая мысль поправить веревки. Как теперь уже нам показалось, мы сидели, прижатые к камню, крепко. Но только, когда я развязала веревки и, свесившись в неудобном положении над носами, стала их поправлять, плюхнулась в воду, дала толчок кату, и он поплыл.

Весь каньон так и прошли: я впереди болтаюсь между носами, кат за мной. Никой паники я за собой не наблюдала, а в голове была только одна мысль: забраться на свой баллон. Весло подобрал Серега на каяке. Миха успел кинуть Оле морковку, но она, не зная, что с ней делать, через 8 секунд ее отпустила (чайники). Забраться я не могла: мешала сидушка, съехавшая к ногам и сковывающая движения, а также вещи, привязанные между баллонами на носу. Я пыталась залезть ногами на левый баллон и подтянуть тело на правый, но сил не хватало. К тому же кат одной Олей был не управляем, и его мотало в сливах и камнях. Один раз мне это удалось, но, налетев на очередной камень, кат тряхнуло, и я снова оказалась в воде. Дальше кат затянуло в улово, я чалкой пыталась его удержать, но одна против потока естественно ничего не смогла сделать, поэтому снова по чалке подтянулась к кату и поплыла дальше. Когда я не увидела рядом с катом Серегу на каяке, в голове мелькнула мысль: "Ну вот, все спасение теперь зависит только от нас", но о том, чтобы бросить кат и выбираться на берег мыслей не было. Оля одна его зачалить не сможет, и ищи свищи их потом где-нибудь через надцать километров.

Дальше, когда кат в очередной раз развернуло, я, наконец, оказалось со стороны кармы, поднырнула под раму, вылезла на свой баллон, и, лихорадочно запихивая колени в упоры, рванула запасное весло. От напряжения, чуть не упустила и его. Весло уже начало затягивать под баллон, когда в последний момент я его схватила. Дальше мы смогли зачалиться, и перевеcти дух.

В это же время в бочке метров в 30 от нас я увидела герму, которая ушла, когда я еще пыталась вылезти на баллон - веревки-то были развязаны. Но мне было хреново, и я плюнула и на свою гитару, которую впервые взяла в поход и на Серегин спальник, который он отдал нам на сохранение, т.к. в его каяке места не было. Как закончились обстоятельства с Аней, мы узнали уже потом. Ей кинули морковку, она пристегнулась, смело шагнула в воду и маятником была доставлена к берегу. У группы, рядом с которой мы встали на ЛБ для просушки и ужина, узнали, что они видели нашу герму, но так как были уже разгидрины, за ней не погнались. Дальше судьба гермы канула в неизвестность. Нам пришлось совместить два спальника-одеяла и спать втроем.

Все что произошло, произошло по нашей с Олей глупости, признаю. Но я ни сколько об этом не жалею, ибо опыта за эти несколько минут получила неизмеримо больше, нежели за весь поход. Лежа в палатке и анализируя ситуацию, я нашла еще несколько вариантов выхода из нее, но на это было время - целый вечер и ночь, а тогда времени не было. И еще один плюс во всей этой истории - втроем спать было гораздо теплей. Миху только жалко, он ведь был тут не причем, ну да ладно, надеюсь, ему тоже было тепло. Этим же и мы с Серегой (две пострадавших стороны) утешались.

6 мая

Non omnia possumos omnes -
Не все мы можем все

Встали в 7:30. Вышли в 10:30. Прошли шиверы, каньон, очередные пороги. Их прохождение ничем знаменательным не отмечалось. Вообще, на Аксауте трудно различить, где конец одного порога и начало другого. Пожалуй, единственным ярко выраженным порогом был "Корнет".

Дальше остановились у какого-то притока (с названиями у меня туго). Сделали чалку на ПБ для отдыха и разведки следующего порога. Заодно посмотрели строения детского лагеря, кажется заброшенные, и пофотографировались. Мишка Макушин и Серега Волков поднялись вверх по притоку, сплавились по нему на каяках и поплыли дальше. Нас же, пока мы перевязывались и готовились отчаливать, обогнала та самая группа из Ярославля, чьи ребята остались жить на вокзале, в ожидании своих каяков. Плыли в том же порядке. В 12:30 встали на обед на ПБ. Дальше устроили полудневку, т.к. было условлено с Виктором, что на следующий день утром он заберет нас от сюда и перебросит на Зеленчук. В 15:30 Миха и Серега решили сплавать в поселок попробовать отыскать упущенную герму с гитарой и Серегиным спальником (Вывод: не стоит свои вещи отдавать на другие суда, ибо можно остаться и без них :).

У нас с Олей наконец-то появилась возможность на свободных каяках попробовать траверснуть поток, но как оказалось, не так-то легко это сделать, особенно когда нет ни техники, ни опыта, поэтому после моей попытки от этой идеи отказались. Сейчас, наверное, мы с Олей немного и поплавали бы, ибо за лето набрались некоторой храбрости и наглости :). А Ольга даже этим августом без единого киля прошла на каяке Умбу и Колвицу (для чайника, который тренировался всю весну на Пехорке, но еще не научился вставать в потоке, это не плохо).

Погода не радовала - дождь моросил с небольшими затишьями. Миха с Серегой вернулись в 17:30 и безрезультатно. А мы с Темой, встретив их, пошли осматривать окрестности: нашли небольшой водопад, к которому я еще раз бегала поздним вечером (ощущения незабываемые), дошли до построек детского лагеря, поднялись вверх по притоку и вернулись, чуть-чуть не опоздав к ужину. Физической нагрузки в этом походе мне явно не хватало, поэтому на каждой стоянке, после ужина я, как правило, устраивала какие-нибудь вылазки. Этим, правда, немного нервировала Мишу - нашего командира, но вида он не подавал, а жаль.

7 мая

Если две ошибки не принесли
результата - испробуй третью
(Лоренс Питер)

Встали около 7:00. Позавтракали. Заранее, мы вытащили на дорогу каяк, чтобы Виктор смог нас найти. В 9:25 без накладок отъехали на Зеленчук, предварительно захватив с собой пару сухих бревен (по лоции, на стартовой поляне Зеленчука дров могло не быть) но, как оказалось, напрасно. Сделали остановку на платине, поискали упущенную герму и снова отчалили.

Ехали забавно: в самом конце поселка на дороге, по которой мы забрасывались вверх Б.Зеленчука, местные устроили ни чем не аргументированный заслон - платите деньги и проезжайте. С 8-ми человек хотели содрать 450 рублей. Но Виктор решил иначе, он просто в брод проехал речку на своем мировом грузовике, объехал заслон и снова, переехав реку, выехал на дорогу. Мы ему за это добавили 100 руб. и потеряли мин. 45 времени. В 13:00 мы прибыли на место и сразу же начали готовить обед. Дежурили я и Миха (как было назначено Аней - нашим завхозом по умолчанию). Покормили водителя. Погода вроде наладилась - Солнце. Переделав катамаран (сделали новые, более надежные вязки), в 16:15 встали на воду. Порядок движения тот же: 2 каяка - разведка, страховка; катамаран - страховка спас-концом; скаут; 2 каяка. Очень часто и долго приходилось ждать скаут, которому нужно было периодически выливать воду.

Отчалив, скаут, следуя своей традиции, умудрился найти какой-то камень и благополучно сесть на него. В этой связи Теминому веслу надоели наконец его издевательства, и оно решило сломаться. Слава Богу, у них было запасное.

С таким маленьким происшествием в 16:42 (ни минутой раньше, ни минутой позже :) подошли к порогу "1-й взрывной". Одним из его ориентиров является водопад за дорогой на ЛБ. Прошли его, впрочем, как и порог "2-й взрывной", без происшествий, но обязательно организуя страховку. Это правило непреложно для выходцев из Перовского турклуба, т.е. для нас. Может быть поэтому за 30 лет существования клуба, в его походах, официально заявленных, не было ни одного несчастного случая.

В 17:42 мы встали на стоянку через 200 м после порога на ПБ. Время после ужина и перед сном мы проводили как-то не интересно. С того момента, как неизменно Вася разжигал костер, он превращался в сушилку. До ужина, во время ужина, после ужина все сушились, а потом где-то в 21:00 расходились спать, выматывались, наверное. Ну а я в это время двигала к реке читать стихи - наизусть, конечно. К своему удивлению, помнила их очень много.

8 мая

Нам нечего бояться кроме страха
(Франклин Рузвельт)

Как всегда, где-то около 7 подъем. 8:20 Завтрак. В 10:20 вышли. В 10:27 подошли к самому знаменитому порогу Б.Зеленчука "Пушка". На этом пороге мы были одни - никаких групп на несколько сот метров вокруг.

Я смутно помню схему порога, ну в общем условно разделю его на две части - как мы его проходили. Просмотрели 1- ю часть по ЛБ: сначала шивера с хаотическими валам, потом несколько косых сливов на основной струе, дальше снова шивера. Как всегда организовали страховку: две морковки, страховка с воды каяками, и в том же порядке прошли. Только Миха заменил Анну на скауте. Ей надоело киляться.

Мы с Олей долго размечали схему движения, я с ее позволения взяла на себя функции капитана: на Аксауте оставалось время посоветоваться, с какой стороны обходить камень и т.п., поэтому капитанить не было необходимости. Короче, прошли без проблем, струя сама вынесла, куда надо. После этого я поняла, что просматривать пороги иногда страшней, чем их проходить, не смотря на то, что с воды валы и бочки кажутся гораздо больше и объемней, нежели с берега.

Организация страховки и съемки у нас была не очень четкая, поэтому вместе с прохождением все заняло слишком много времени, мы мерзли (вывод: командиру более точно и логично организовывать работу группы, группе - четко выполнять команды командира и не считать ворон).

Дальше просмотрели 2-ю часть порога - серия последовательных сливов с бочками на левом повороте. Прохождение и организация страховки в том же порядке. Уже в самом конце порога, на каком-то незначительном вальчике, кильнулся Илюха на каяке, отстрелился. В это самое время Миха, прицепив себя к морковке, решил устроить самосплав на длину спасконца. Я, не увидев этого и испугавшись, что Миха плывет…, кинула ему морковку, но как оказалось, она бы больше пригодилась Илье, который кильнулся. В итоге морковку смотать, конечно, не успели, вторая морковка была брошена не удачно, Илья вылез сам. (Вывод: не стоит валять дурака, когда прохождение порога еще не закончили все участники группы, это может окончиться не очень хорошо особенно на более серьезных реках).

Сразу же после прохождения всего порога, в 12:55 мы встали на обед на освоенной туристами полке, на ЛБ, рядом с дорогой, среди редких сосен. Там же в воду спускалась та самая бетонная лестница, о которой пишут во всех лоциях по это реке. На этой стоянке дров нет, поэтому Сереге пришлось сплавать на каяке на ПБ. Пока обедали, появились местные очень подозрительного вида с геологическими молотками в руках. Мы по очереди отходили от костра и наблюдали за вещами и судами, оставленными на берегу. Погода во время прохождения всего порога не радовала: мелкий моросящий дождик и пронизывающий ветер. Да и вообще погода нас не баловала на протяжении всего похода. В 15:45 вышли. В 15:50 порог "3-й взрывной". Прошли все достойно. В 16:40 встали на ночевку через 200 м. после деревянного моста, вначале порога "4-й взрывной". Там же стояла Лерактовская школа.

После ужина мы с Темой решили прогуляться на одну из горок, на которую вроде бы вела какая-то дорога. Собрались уже в темноте, пошли. Где-то недалеко в кустах нас сопровождало какое-то постоянное шевеление и топот. Пройдя метров 300, мы не на шутку испугались. Тема включил фонарь и направил его на стоящие вдалеке деревья. Мы увидели несколько пар глаз, сверкающих в свете фонаря из темноты. Двигаясь вперед, мы время от времени включали фонарь и каждый раз видели глаза, наблюдавшие за нами. Посыпались предположения: "Кабаны?!" - зловеще сказала я, - "да не, олени скорей всего" - многозначительно добавил Тема. Я на всякий случай подняла какую-то большую и неудобную ветку, и мы, от греха, стали отступать к лагерю. Естественно, поделились пережитым с ребятами. Утром, когда я загидрялась, Илюха предложил мне посмотреть на наших вчерашних гостей: на небольшом лужку недалеко от лагеря, мирно паслись лошадки…

9 мая

Ab homine homini cotidianum periculum -
Человеку от человека всегда грозит опасность

Встали около 7:00. В 10:30 пошли просматривать порог "4-й взрывной". Пожалуй, из всех порогов на этой реке, он мне больше всего понравился. Организация страховки, фото- видео- съемки и прохождение было в том же порядке и так же затянуто.

Траектория движения у всех, кроме Миши - он шел по ПБ с заходом в улово за центральным камнем, была в основном одинакова: заход в левую бочку по середине и дальше резкий уход вправо. Миха с Серегой на каяках и мы с Олей на кате прошли нормально.

Дальше шел скаут. Он зашел в бочку левее, чем предполагалось, и левым бортом его нанесло на камень. Слившись в бочку, его развернуло лагом и положило через правый борт. Уже в перевернутом состоянии скаут, пройдя несколько метров, сел на камень посреди потока. Анна отцепилась от борта и поплыла к ПБ. Ее вытащили морковкой. Тема вместе с лодкой поплыл дальше. Метров через сто Серега на каяке затолкал скаут к берегу. Вася прошел нормально. Илья начало порога тоже прошел без проблем, но перед последней бочкой кильнулся, встал, и уже в самой бочке снова кильнулся. Пока он пытался вставать, Миха кинул морковку, она перехлестнула через перевернутый каяк и обмоталась вокруг весла. Дернув, он вырвал весло из рук Ильи, и оно было вытащено на берег. А Илье ничего уже не оставалось, как отстрелиться. Метров через сто он сам вылез на берег, вытащив каяк. С берега это выглядело так, как будто Илья сам намотал морковку на весло и отпустил его, а Илюхе в тот момент показалось, что весло застряло в камнях и поэтому было вырвано из рук. (Вывод: не стоит мешать каякеру вставать или отстреливаться).

Порог "5-й взрывной" или "Косой" прошли без просмотра и без приключений. Далее начался длинный прогонный участок с шиверами и метровыми валами. Было очень холодно, дул пронизывающий ветер, руки стыли. В нижнем своем течении уже у поселка река Б.Зеленчук представляет собой сплошные разбои и небольшие завалы. Плыли, держась одной и той же траектории движения, иначе можно потеряться.

Антистапель устроили под ПБ (как было оговорено с Виктором) в низине. С дороги нас было не видно, но местные все равно уже были в курсе. Ночью, часа в 3 пожаловали. Предполагая такую ситуацию, мы все вещи предварительно убрали под тенты палаток, кроме морковки, которой и лишились. Они уже начали отвязывать общественный тент, когда Вася их спугнул. Наглые оказались, не хотели уходить, да еще разбросали наш костер, гады. Ретировавшись все-таки, со злости скинули нам сверху несколько камней. Мы все напялили каски и долго не ложились. (Вывод: с касками и спасжилетами на Кавказе не стоит расставаться даже ночью). После этого устроили дежурство до самого утра. Ну а во всем остальном эта последняя ночь перед отъездом была просто чудесная: чистая, ясная, звездная.

10 мая

Insperata accidunt magis saepe quam quae speres -
Неожиданное случается чаще, чем ожидаемое

Встали, как и планировали. Пока собирались, обсуждали произошедшее и выясняли, что пропало, забыли выставить на дорогу каяк. Виктор проскочил мимо нас и умотал далеко вперед, за горизонт :). Где-то там он в брод переехал реку и уже по дороге на ЛБ вернулся обратно. Ни догнать ни перехватить его на обратном пути мы естественно не смогли. Не помогли и солнечные зайчики, которые по заранее разработанному Михой плану, они с Серегой с завидным упорством пускали в глаза водителей всех проезжающих по дороге на ЛБ машин. Если честно, я тоже этой фигней немножко позанималась. ;-) Надо же было чем-то себя занять. :)

Оставшись без машины, решили найти хоть что-нибудь в поселке. Но не так-то просто это было сделать. Как оказалось, большого желания подзаработать денег у местных не было, и к 16:00 мы все еще оставались на месте. За это время успели позагорать, перекусить и подремать под тентом во время налетевшей грозы. А я еще и "Овода" почитала. Дальше пассивно ждать Илью и Васю, отправившихся на поиски машины, уже больше было нельзя, так как наш поезд уходил в 22:00, ехать часа 3, а главное нам нужно было успеть в камеру хранения, которая закрывалась в 18:00. Поэтому, было принято решение идти к шоссе и ловить машину там.

После нескольких неудачных попыток, мы, наконец, остановили машину типа нашего автолайна. Водитель согласился нас отвезти, но когда в совсем новую машину стали укладывать каяки, он засомневался. Однако благодаря грамотному Михиному руководству и настойчивости, в 19:00 на вокзале криками и улыбками нас - 5 человек команды - уже встречали десятки туристических групп, которые, в отличие от нас, успели накупить нормальной еды, нахлюпаться пива и сделать месячную выручку всем близлежащим магазинам. Нам же оставалось только воспользоваться ларьками. Вокзальная площадь была похожа на огромный туристский табор, где в каждой из групп можно было встретить знакомое лицо. Серега, Илья и Анна доехали на попутках.

Выгрузив рюкзаки и лодки, ребята побежали штурмовать камеру хранения, а мы с Ольгой по очереди сторожа вещи, разбрелись по вокзальной площади. Я потащилась купить себе что-нибудь из съестного, но такого эдакого. Однако, 3 раза обойдя по периметру весь вокзал, и в очередной раз тупо уставившись на витрину одного из ларьков, ничего не могла придумать. Стопор просто какой-то. В итоге, единственное, на что меня хватило - купить сникерс.

В 22:00 за несколько минут благополучно загрузившись в поезд, мы всю дорогу ожесточенно (но без мордобития :) занимались разбором этого замечательного полета под названием: водный поход на Сев. Кавказ по рекам Аксаут и Б.Зеленчук в мае 2002 г.